Классный час 1 сентября 2019-2020 учебного года: темы

Классный час 1 сентября 2019-2020 учебного года – особое мероприятие, проводимое для учеников всех общеобразовательных учреждений. Ему в рамках школьной программы уделяется особое внимание, так как это важное вводное занятие, выполняющее несколько функций. В статье рассказывается об особенностях проведения, задачах и тематике классного часа.

Тематическое занятие «Классный час» на 1-ое сентября — что это?

Классный час, проводимый в день знаний, представляет собой особый урок, который давно уже не проводится в стандартном обучающем формате. В этот день происходит воссоединение школьного коллектива и возвращение ребят в образовательное русло после летних каникул. 1-ого сентября традиционно проводится классный час, несущий с собой воспитательную функцию.

Ежегодно Министерство образования устанавливает единые темы классного часа на день знаний. Как правило, связаны они с глобальными проблемами, которые касаются не только Россию, но и другие страны. Установленной темы должны придерживаться все школы. Но в этом году ситуация немного изменится, о чем подробнее будет рассказано чуть дальше.

Задачи классного часа

Педагог в ходе проведения классного часа должен достичь несколько ключевых важных целей:

  • Настроить учеников на учебный лад и рабочую волну. После длительных каникул школьники расслаблены, поэтому важно дать им понять, что началась учёба, и пора становиться дисциплинированнее.
  • Найти с учениками общий язык, наладить контакт. Педагог должен продемонстрировать позитивный настрой и лояльное отношение, но при этом не подорвать авторитет.
  • Объединить всех одноклассников, сплотить коллектив. За лето учащиеся одного класса отвыкли друг от друга, возможно, обрели новых друзей или нашли новые увлечения. Классный руководитель может предложить общее дело, актуальные для всех занятия.
  • Привить правильные нравственные качества, нормы морали и жизненные принципы.
  • Обсудить актуальные для общества и страны проблемы, косвенно или непосредственно касающиеся школьников.
  • Объяснить основополагающие обязанности каждого человека перед собой, близкими людьми и семьёй, родиной и государством.

Достижение этих целей – главная задача классного часа, ведь школа – это место, в котором подрастающее поколение не только обучается, но и развивается как личность, познаёт мир, обретает жизненные принципы и обзаводится друзьями.

Правила проведения и структура урока в День Знаний

Классный час на 1 сентября – это не обычный скучный и нудный урок. Это оригинальное тематическое занятие, которое может проводиться в любом формате. В данном случае инициатива и активность педагога играют ключевую роль. Только учитель определяет формат проведения урока. Это может быть дискуссия, КВН, конкурс, фестиваль или вовсе экскурсия в музей. Главное – сплотить коллектив и заинтересовать каждого ученика в значимости обсуждаемой темы.

Структура же занятия неизменна:

  1. Оглашение организационных моментов (ход проведения урока, знакомство и т.д.);
  2. Поздравление учеников с Днем Знаний;
  3. Обсуждение воспитательной темы.

Именно по таким этапам и проходит традиционно классный час в России.

Определение тематики

Считается, что тематику классных часов должны определять классные руководители. Но на самом деле выбор осуществляется с учётом рекомендаций российского Министерства образования и глобальных мировых проблем. Единый классный час проводился во всех общеобразовательных учреждениях до 2018-го года: темы задавались Минобр и являлись обязательными для российских школ. Но с 2018-го года министром Ольгой Васильевой было принято решение отменить общие и стандартные для всех ежегодные тематики.

Не пропустите:   Школьные программы для начальных классов в 2019-2020 году: какие

Теперь право выбора тем классных часов предоставляется непосредственно педагогам, являющимся классными руководителями и занимающимся организационными моментами на уровне классов. Но, как правило, учителя согласовывают выбранную тематику с завучем или заместителем директора по воспитательной работе. Нередко подключаются школьные психологи.

Важно! Чтобы классный час прошёл с пользой для учеников, на нём должны подниматься актуальные темы и глобальные вопросы, важные для всех россиян, особенно школьного возраста.

Полезная информация! Тематика классных часов может определяться или корректироваться на уровне местных муниципалитетов. Иногда в школы подают запросы учреждения, не имеющие прямой связи со сферой образования. Так, если в регионе сложилась особая опасная обстановка, то этот вопрос непременно будет подниматься во время классных часов.

Темы классных часов

Темы классных часов разнообразны, и при выборе следует учитывать не только актуальные для страны вопросы и глобальные проблемы общества, но и интересы учеников, а также их возрастную категорию. Ниже в таблице представлены общие тематики для школьников с распределением по классам:

Возрастная категория школьников Примерные тематики классных часов
С 1-го класса по 4-ый «Дружба и друзья», «Урок мира», «Моя родина – Россия», «Я и моя семья», «ОБЖ: правила безопасности и поведения в школе и дома», «Я и школа: знакомство со знаниями».
С 5-го по 7-ой класс «Я – патриот», «О важности семьи и семейных ценностях», «Исторические подвиги России», «Памяти героев страны и города», «Спорт, ты – жизнь!», «ЗОЖ: в здоровом теле – здоровый дух», «Мои способности и таланты».
8-ой и 9-ый классы «Мир полон добрых дел», «Голубь мира», «Волонтёрство и общество», «Моё место в обществе: чем я пригожусь», «Вредные привычки: защити себя от опасности», «Мои права и обязанности».
10-ый, 11-ый классы «О профессиях: кем я вижу себя в будущем», «Что ожидает после окончания школы: начало взрослой жизни», «Война и мир: конфликты и мирное урегулирование», «Россия – моя страна».

Примеры тем

Рассмотрим несколько примеров конкретных тем и их составляющих:

  1. «Урок мира». Можно рассказать о том, как Россия боролась за мир. Ученики могут высказывать свои точки зрения о том, как сохранять мир и избегать конфликтов.
  2. «Урок России». Педагог повествует о значимых этапах истории страны, о её достижениях. Школьники рассказывают о том, что знают о своей родине, каким видят её будущее. Можно отправиться на экскурсию в музей или к значимому для города месту, облагородить территорию ближайшего парка.
  3. «Семья». Школьники могут рассказывать о своих семьях, о том, что для них значат близкие, что они делают для своих родных.
  4. «Мои таланты». Ученики рассказывают о своих талантах или демонстрируют их, а педагог делает упор на то, что способности могут пригодиться в жизни, поэтому их нужно развивать.
  5. «ЗОЖ». Классный руководитель определяет основы здорового образа жизни и расспрашивает учеников о том, что они предпринимают или планируют предпринимать для укрепления здоровья.
  6. «Моя профессия». Классный руководитель рассказывает об актуальных и нужных в России профессиях, расспрашивает учеников о том, кем они хотят стать и кем видят себя после окончания школы.
  7. «Учёба». 1 класс только знакомится с учебным процессом: учитель рассказывает, каким будет образовательный процесс, какие знания школьники получат. Средние классы получают информацию о предстоящих дисциплинах и их основах. А в старших классах проводится инструктаж по поводу предстоящих важных экзаменов (ОГЭ, ЕГЭ) и подготовки к ним.
  8. «Жизнь и творчество». Учащиеся могут проявить фантазию и заняться творчеством: написать рассказ, нарисовать рисунок, сочинить стихотворение о школе, одноклассниках, о себе и своей семье.
  9. «ГТО». Аббревиатура ГТО расшифровывается как «готов к труду и обороне», и данная тема освещает такие моменты как трудовая деятельность, физическая активность, достижения и успехи в разных сферах жизни, а также качества и умения, которые пригодятся в жизненных ситуациях.
  10. «Моя школа». Педагог может рассказать о том, что в будущем учебном году планируется осуществить для развития школы, какой вклад могут сделать ученики.
Не пропустите:   Расписание экзаменов ЕГЭ в 2020 году: ФИПИ

Эти темы классных часов примерные и общие, можно конкретизировать и развивать их с учётом потребностей и интересов учащихся.

Исторические сведения о традициях проведения вводного занятия

Впервые официально праздник 1-ого сентября был введен еще во времена СССР – в 1984 году. С тех пор этот день считается не учебным, а единственный проводимый урок направлен лишь на знакомство педагога с учениками и на установление контакта в коллективе. Такой формат занятия получил название «Классный час» или «Урок мира» (в современной России) и стал неким фундаментом для того, чтобы:

  • Сплотить школьный коллектив;
  • Привить обучающимся чувство нравственности, ответственности;
  • Развить у детей особенные чувства по отношению к семье и родным людям.

Традиция объединяет обучающихся всех образовательных учреждений. Мероприятие проводится регулярно. На нем принято обсуждать значимость личности, семьи, Родины и учебы.

Значение вступительного классного часа в дальнейшем процессе обучения

День знаний – это праздник для детей и педагогов. Это начало нового этапа в жизни ребят. Это «вступительное слово» учителя перед серьезным учебным годом. Поэтому классный час имеет большое значение в общей образовательной системе. Именно он формирует у ребят патриотизм, сочувствие, понимание и гуманизм. И большая ответственность в эффективном воспитании этих качеств возлагается на плечи педагога, которому предстоит не просто организовать урок, а понять детей, вникнуть в их мир.

Серьезно влияет данный этап на ученик выпускных классов (9 и 11). Именно на последнем классном часу в День Знаний они всерьез задумываются о своем будущем. И в данном случае для них крайне важно получить то самое наставление учителя, которое дало бы веру в себя и свои силы.

Рекомендации педагогам по организации Дня Знаний

Урок мира для учеников 1-ого и 11-ого класса кардинально отличаются. Если в первом случае упор следует делать на особенности обучения в школе, то во втором – на приближающемся будущем. Поэтому подходить к подготовке занятия необходимо в индивидуальном порядке. Разрабатывать ход урока следует с учетом особенностей учеников (которые уже должны быть известны классному руководителю). При возможности стоит организовать выход детей за пределы школы – экскурсия, прогулка в парк и т.д.

Огромное количество современной литературы позволяет воссоздать интересное и увлекательное занятие на любую тему. Для лучшего восприятия детьми материала постарайтесь:

  • Пригласить гостя, который поддержит обсуждения по теме;
  • Создать оригинальный формат разговора (дискуссия, конкурс);
  • Устроить (совместно с другими учителям) общешкольный флэшмоб;
  • Использовать современную технику.

Ученикам всех возрастов важна наглядность. И чем больше ее будет, тем лучше будут усвоены патриотические и моральные вопросы обучающимися.


Сохранить и поделиться:

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*