Всероссийская олимпиада школьников 2025 года: этапы
Одним из наиболее важных событий в сфере образования РФ является проведение Всероссийской олимпиады школьников. Это отличный шанс для одаренных учеников продемонстрировать свои знания и навыки по различным дисциплинам, а в случае победы – получить ценные призы и приятные льготы. Принимать участие в олимпиаде на начальном этапе могут все учащиеся, начиная с 5 класса. В муниципальном этапе проявить себя могут ученики с 7 по 11 класс, а в последующих турах участвовать можно только с 9 года обучения. В 2025 году талантливые школьники смогут показать свои знания по 24 учебным дисциплинам!
Задания: процедура их разработки и распределения
Для проведения Всероссийской олимпиады Минпросвещения традиционно одобрило 24 предмета:
1 | Английский язык |
2 | Астрономия |
3 | Биология |
4 | География |
5 | Информатика и ИКТ |
6 | Искусство (мировая художественная культура) |
7 | Испанский язык |
8 | История |
9 | Итальянский язык |
10 | Китайский язык |
11 | Литература |
12 | Математика |
13 | Немецкий язык |
14 | Обществознание |
15 | Основы безопасности жизнедеятельности |
16 | Право |
17 | Русский язык |
18 | Технология |
19 | Физика |
20 | Физическая культура |
21 | Французский язык |
22 | Химия |
23 | Экология |
24 | Экономика |
Задания разрабатывают и формируют разные структуры для разных этапов. На Всерос их придумывает и отбирает Центральная предметно-методическая комиссия (ЦПМК) в Москве. Для регионального уровня задания также готовит Центральная предметно-методическая комиссия от Министерства просвещения. В разных регионах получаются непохожие задания, что иногда вызывает трудности и жаркие дискуссии. На муниципальном и школьном этапе задания спускаются сверху из местных ПМК министерства или департамента. Здесь они тоже меняются в зависимости от места проведения.
Дисциплины Всероссийской олимпиады
В 2025 учебном году все доступные предметы, в которых школьники могут посоревноваться друг с другом, разделяются на несколько групп:
- Точные науки – один из столпов современного школьного образования. Самым распространенным предметом здесь является математика (соревнования по ней начинаются уже в четвертом классе). Также в данную группу входят технологии и информатика.
- По предметам естественнонаучного направления предоставляется широкий выбор вариантов. Здесь находятся географическая, физическая, биологическая, химическая, экологическая и даже астрономическая дисциплины.
- Что касается филологических наук, тут школьникам предоставляется шанс показать себя в знании шести иностранных языков. Самыми распространенными остаются варианты с родным русским языком и литературой.
- По наукам гуманитарного характера можно попробовать свои умения в историческом поединке, а также в обществознании, экономике и области права.
- Существуют и олимпиады творческого направления – помимо привычных нам школьных дисциплин учащимся дается шанс продемонстрировать свои творческие и физические навыки. На выбор предоставляются несколько направлений: искусство, технология и основы БЖД, а для будущих спортсменов предусмотрена своя ниша.
Этапы Всероссийской олимпиады школьников
В олимпиаде на начальном школьном этапе могут участвовать все учащиеся государственных и частных аккредитованных учебных заведений, осуществляющих реализацию учебных программ основного общего и среднего общего образования. Для участия нужно согласие родителей или законных представителей ученика на обработку его персональных данных и размещение работ и результатов в интернете. Каждый участник должен быть ознакомлен с Порядком проведения всероссийской олимпиады. Участие строго добровольное, можно выбрать прохождение испытаний с более старшим классом.
ВОШ проходит в 4 этапа с 1.09. по 30.04. для следующих участников:
Этап | Сроки | Участники |
Школьный | сентябрь — октябрь | 5 (русский язык и математика с 4 кл) — 11 кл |
Муниципальный | ноябрь — декабрь | 7-11 кл (победители предыдущего тура и победители и призеры прошлого года) |
Региональный | январь — февраль | 9-11 кл (победители предыдущего тура и победители и призеры прошлого года) |
Всероссийский | март — апрель | 9-11 кл (победители предыдущего тура) |
Школьный этап: сроки и условия проведения
За организацию и проведение школьного этапа ВОШ отвечает орган местного самоуправления, как правило, это региональное министерство или департамент образования и ПМК (Предметно-методическая комиссия олимпиады). Этот тур начинается с середины или конца сентября и длится до конца октября, каждая олимпиада по предмету проводится в свой день с 10 утра, а задания приходят примерно за 1-2 часа. Слишком ранний сентябрьский старт испытаний снижает качество школьного тура, т.к. ученики еще просто не втянулись в учебу. Школа собирает за 10 дней до проведения мероприятия согласия родителей и проводит силами учителей интеллектуальные испытания по классам в соответствии со сроками, указанными в приказе. Задания спускает в школы местный методотдел. Чаще всего за основу берутся примеры заданий прошлых лет.
Участие добровольное. Учителя обрабатывают результаты и выбирают победителей и призеров согласно баллам, работы сканируются и размещаются на сайтах школ или отсылаются в местное министерство. По итогам готовится приказ об участии победителей в следующем муниципальном этапе.
Муниципальный этап ВОШ: требования к участникам и отбор победителей
В муниципальный этап проходят победители школьного этапа, а также победители и призеры предыдущих лет, если они изъявят желание. Мероприятия организует местное министерство или департамент образования при контроле ПМК олимпиады в базовых школах. Составляется график: когда и где будут проходить предметные испытания, чтобы ученики смогли при желании посетить все олимпиады. Каждая стартует в свой день в 10 утра, а задания от ПМК организаторы получают за пару часов до этого. В случае необходимости подвоза в другую школу доставку учащихся с сопровождающими к месту проведения организует их учебное заведение.
Отбор победителей и призеров осуществляется экспертной комиссией в лице жюри. Во многих регионах есть условие, что претендовать на победу могут лишь те, кто решил свыше 50% заданий верно. Так достигается качество отбора. Не все дети и родители довольны таким требованием, т.к. не все муниципалитеты и регионы его соблюдают — все отдано на откуп местному самоуправлению (Согласно п.5 и п.48 Порядка проведения всероссийской олимпиады школьников (Приказ Минобрнауки России от 18 ноября 2013 г. №1252 в актуальной редакции п. 5 и п. 48) организатором муниципального этапа олимпиады является орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования, который определяет квоты победителей и призеров муниципального этапа олимпиады по каждому общеобразовательному предмету.)
На основании итогов министерство готовит приказ о награждении и прохождении в следующий тур ВОШ.
Региональный этап Всероссийской олимпиады школьников
Региональный этап курирует региональное министерство или департамент и ЦПМК, который готовит задания и отбирает победителей и призеров этапа. Тур осложняется организацией проживания участников и необходимостью выбрать одного представителя по предмету. Минпросвещения публикует документы, где прописан порог по баллам текущего года для участия в заключительном туре Всероса. Не всегда появляется победитель из-за необходимости набрать определенное количество баллов, тогда приглашается победитель прошлого года.
Условия проведения те же, что и на предыдущих этапах ВОШ. Регионы строго подходят к отбору победителей, т.к. они будут их лицом на Всеросе, а возможно, и на международных испытаниях. Однако и тут возникают организационные проблемы из-за “самодеятельности” регионов.
Сборы и проживание победителей для прохождения заключительного этапа Всероса должны быть за счет региона:
Согласно пункту 56 приказа Минобрнауки РФ №1252 от 18.11.13 Организатор регионального этапа олимпиады: […] осуществляет из средств бюджета субъекта Российской Федерации и (или) средств юридических лиц организационное и финансовое обеспечение участия в заключительном этапе олимпиады участников регионального этапа,
страхование жизни и здоровья участников заключительного этапа олимпиады, проезд участников заключительного этапа олимпиады и сопровождающих их лиц к месту проведения заключительного этапа олимпиады и обратно, оплата питания, проживания, транспортное и экскурсионное обслуживание сопровождающих лиц.
На основании итогов регионального этапа министерство готовит приказ о награждении и прохождении в финальный тур ВОШ.
Что получат призеры и победители олимпиады?
В эти, казалось бы, схожие понятия вкладывается разный смысл. Победителем считается ученик, сумевший получить максимальные баллы по выбранному предмету. Призером считается тот ученик, который смог заполучить проходной балл, определяемый Министерством образования. Призеры и победители заключительного этапа награждаются специальными дипломами, дающими право на внеконкурсное поступление в любое высшее учебное заведение страны.
Чтобы воспользоваться привилегией, необходимо выполнить следующие условия: закончить 11 классов и получить аттестат, а также выбрать подходящую специальность. Она должна соответствовать профилю олимпиадной дисциплины, в которой школьник показал себя с наилучшей стороны. Еще одной разновидностью награды является приравнивание выигрыша к 100 баллам на ЕГЭ или ОГЭ по предмету, в котором была зафиксирована победа. Также призеры и победители общефедерального уровня удостаиваются премии от членов правительства РФ.
Как подготовиться к Всероссийской олимпиаде?
Обычно задания на Всероссийской олимпиаде разделены на блоки: теоретические задания и практические упражнения. Стоит учитывать, что каждая из дисциплин имеет свою специфику, поэтому для успешного прохождения всех уровней придется хорошенько потрудиться и потратить много времени и сил на подготовку. Мечтаете не только поучаствовать в олимпиаде, но и получить достойный балл? Мы облегчим задачу и подскажем особенности некоторых олимпиадных предметов!
- В математических задачах часто требуется применение нестандартных способов решения, использование логики и критического мышления. Стоит проработать различные задания с подвохом, выходящие за рамки школьной программы;
- Выбрали русский язык? Тогда приготовьтесь к внеконкурсным испытаниям (например, в разные годы школьникам предлагали написать гимн мероприятия или поучаствовать в споре с аргументами);
- По химической дисциплине одного только знания теоретических основ будет недостаточно. Навык проведения опытов и постановки экспериментов также оценивается очень высоко;
- Для школьников, соревнующихся в области информатики, важно умение справляться с практическими задачами при помощи компьютера. Иногда при проведении заключительных этапов настраивается онлайн-трансляция и устанавливается связь с именитыми людьми, которые работают в этой области;
- Что касается экологии, то уже на региональном уровне вам потребуется защитить и обосновать с рациональной точки зрения свой собственный экологический проект. Позаботьтесь о том, чтобы тема была актуальной и не имела простых решений;
- Если выбрали историю – будьте готовы к написанию исторического сочинения или защите проекта;
- В географическом состязании потребуются навыки ориентирования по топографической карте. Часто в рамках данного предмета проводится специальная мультимедийная викторина. Ее победители могут получить именные стипендии, предоставленные компанией «Вокруг света». Они будут начисляться победителям в течение всех лет учебы в университете.
Начать подготовку можно с решения максимального числа олимпиадных заданий прошлых лет, которые можно найти в сети интернет в общем доступе. Для помощи школьникам на официальном сайте Всероссийской олимпиады (rosolymp.ru) размещены билеты за последние несколько лет с общефедерального тура. Варианты заданий на сайте представлены уже с ответами, что упростит вам задачу и позволит проверить свои силы в любом предмете.
Для подготовки ко второму и третьему этапам олимпиады можно зайти на сайт vos.olimpiada, где очень часто появляются новые пробные варианты с регионального и муниципального туров. Варианты заданий здесь можно найти для всех классов и любых дисциплин. Кроме того, здесь вы сможете наблюдать за ходом очередного этапа испытаний!
Экспертная комиссия ВОШ и прозрачность результатов
Экспертную комиссию заключительного этапа Всероса назначает Минпросвещения. Жюри остальных уровней — местное самоуправление. Все этапы олимпиады, начиная со школьного, являются открытыми для отслеживания результатов. Даже школьные работы должны быть отсканированы и выложены в сеть (на школьном или министерском сайте). На последующих этапах предусмотрена процедура апелляции. Гласность — одно из условий качества испытаний.
В соответствии с п. 48 Порядка проведения всероссийской олимпиады школьников Организатор муниципального этапа утверждает результаты муниципального этапа олимпиады по каждому общеобразовательному предмету (рейтинг победителей и рейтинг призеров муниципального этапа) и публикует их на своем официальном сайте в сети интернет, в том числе протоколы жюри муниципального этапа олимпиады по каждому общеобразовательному предмету.
Все последующие туры также открыты для проверки итогов и протоколов жюри. Но апелляция не всегда юридически грамотно организована. Многих родителей возмущает запрет на присутствие родителя на процедуре апелляции в некоторых регионах. Вообще, к школьному и муниципальному этапу очень много вопросов в плане справедливости условий и прозрачности результатов из-за того, что все решают органы местного самоуправления, а не ЦПМК олимпиады. Ослаблен контроль за выполнением Порядка олимпиады и рекомендаций Минпросвещения.
Основные проблемы Всероссийской олимпиады
Как и любое крупное социальное явление, связанное с государственной системой, Всероссийская олимпиада школьников не избежала ряда проблем:
- слишком раннее начало испытаний, школьный тур может начинаться уже с середины сентября, когда учащиеся еще психологически не готовы;
- нагрузка по участию в предметных испытаниях ложится, как правило, на одних и тех же детей;
- нет повсеместной оплаты питания участников во время прохождения мероприятий (а они длятся от 1,5 до 4 часов плюс дорога, которая занимает в некоторых муниципалитетах до 6 часов);
- несправедливый уровень сложности заданий по муниципалитетам и регионам (необходимо, чтобы задания по типу КИМов ЕГЭ разрабатывал и случайной выборкой рассылал по школам Центральный комитет олимпиады);
- нет дифференциации между базой и углубленкой, в результате чего учащиеся классов с углубленным изучением предмета чаще оказываются победителями и призерами, а у учеников из обычных общеобразовательных школ пропадает мотивация к участию;
- частое явление — несоответствие времени на выполнение работы и количества заданий или явно завышенный уровень сложности на школьном и муниципальном этапе, когда победители не могут преодолеть порог в 50% верно выполненных заданий;
- не всегда подготовлена материально-техническая часть для испытаний, что снижает шансы на победу;
- может быть нарушен регламент проведения теоретической и практической части олимпиады проведением испытаний в один день, что недопустимо;
- плохая организация процедур проведения и апелляции на школьном и муниципальном этапах ВОШ (школьники не могут посмотреть свою работу в сети, нет ключей и ответов, задержки в объявлении результатов, отказ в апелляции по надуманным причинам);
- недостаточно организована работа школьных учителей с одаренными детьми в силу бюрократизации системы образования и общей недофинансированности учительского труда;
- более трети льготников при поступлении в вузы по олимпиадам не могут пройти порог ЕГЭ по своему предмету.
Отрадно, что масштаб мероприятия и его значение для российского общества растет. Результаты востребованы вузами. Наблюдается престиж участия и победы на Всеросе среди молодежи. Большую положительную роль играет освещение в СМИ побед наших сборных команд на международных этапах. Но проблемы не должны оставаться в тени. Организаторам необходимо обратить на них внимание.
Сохранить и поделиться: