Всероссийская олимпиада школьников 2024 года: этапы

Одним из наиболее важных событий в сфере образования РФ является проведение Всероссийской олимпиады школьников. Это отличный шанс для одаренных учеников продемонстрировать свои знания и навыки по различным дисциплинам, а в случае победы – получить ценные призы и приятные льготы. Принимать участие в олимпиаде на начальном этапе могут все учащиеся, начиная с 5 класса. В муниципальном этапе проявить себя могут ученики с 7 по 11 класс, а в последующих турах участвовать можно только с 9 года обучения. В 2024 году талантливые школьники смогут показать свои знания по 24 учебным дисциплинам!

Задания: процедура их разработки и распределения

Для проведения Всероссийской олимпиады Минпросвещения традиционно одобрило 24 предмета:

1 Английский язык
2 Астрономия
3 Биология
4 География
5 Информатика и ИКТ
6 Искусство (мировая художественная культура)
7 Испанский язык
8 История
9 Итальянский язык
10 Китайский язык
11 Литература
12 Математика
13 Немецкий язык
14 Обществознание
15 Основы безопасности жизнедеятельности
16 Право
17 Русский язык
18 Технология
19 Физика
20 Физическая культура
21 Французский язык
22 Химия
23 Экология
24 Экономика

Задания разрабатывают и формируют разные структуры для разных этапов. На Всерос их придумывает и отбирает Центральная предметно-методическая комиссия (ЦПМК) в Москве. Для регионального уровня задания также готовит Центральная предметно-методическая комиссия от Министерства просвещения. В разных регионах получаются непохожие задания, что иногда вызывает трудности и жаркие дискуссии. На муниципальном и школьном этапе задания спускаются сверху из местных ПМК министерства или департамента. Здесь они тоже меняются в зависимости от места проведения.

Дисциплины Всероссийской олимпиады

В 2024 учебном году все доступные предметы, в которых школьники могут посоревноваться друг с другом, разделяются на несколько групп:

  • Точные науки – один из столпов современного школьного образования. Самым распространенным предметом здесь является математика (соревнования по ней начинаются уже в четвертом классе). Также в данную группу входят технологии и информатика.
  • По предметам естественнонаучного направления предоставляется широкий выбор вариантов. Здесь находятся географическая, физическая, биологическая, химическая, экологическая и даже астрономическая дисциплины.
  • Что касается филологических наук, тут школьникам предоставляется шанс показать себя в знании шести иностранных языков. Самыми распространенными остаются варианты с родным русским языком и литературой.
  • По наукам гуманитарного характера можно попробовать свои умения в историческом поединке, а также в обществознании, экономике и области права.
  • Существуют и олимпиады творческого направления – помимо привычных нам школьных дисциплин учащимся дается шанс продемонстрировать свои творческие и физические навыки. На выбор предоставляются несколько направлений: искусство, технология и основы БЖД, а для будущих спортсменов предусмотрена своя ниша.

Этапы Всероссийской олимпиады школьников

В олимпиаде на начальном школьном этапе могут участвовать все учащиеся государственных и частных аккредитованных учебных заведений, осуществляющих реализацию учебных программ основного общего и среднего общего образования. Для участия нужно согласие родителей или законных представителей ученика на обработку его персональных данных и размещение работ и результатов в интернете. Каждый участник должен быть ознакомлен с Порядком проведения всероссийской олимпиады. Участие строго добровольное, можно выбрать прохождение испытаний с более старшим классом.

ВОШ проходит в 4 этапа с 1.09. по 30.04. для следующих участников:

Этап Сроки Участники
Школьный сентябрь — октябрь 5 (русский язык и математика с 4 кл) — 11 кл
Муниципальный ноябрь — декабрь 7-11 кл (победители предыдущего тура и победители и призеры прошлого года)
Региональный январь — февраль 9-11 кл (победители предыдущего тура и победители и призеры прошлого года)
Всероссийский март — апрель 9-11 кл (победители предыдущего тура)

Школьный этап: сроки и условия проведения

За организацию и проведение школьного этапа ВОШ отвечает орган местного самоуправления, как правило, это региональное министерство или департамент образования и ПМК (Предметно-методическая комиссия олимпиады). Этот тур начинается с середины или конца сентября и длится до конца октября, каждая олимпиада по предмету проводится в свой день с 10 утра, а задания приходят примерно за 1-2 часа. Слишком ранний сентябрьский старт испытаний снижает качество школьного тура, т.к. ученики еще просто не втянулись в учебу. Школа собирает за 10 дней до проведения мероприятия согласия родителей и проводит силами учителей интеллектуальные испытания по классам в соответствии со сроками, указанными в приказе. Задания спускает в школы местный методотдел. Чаще всего за основу берутся примеры заданий прошлых лет.

Участие добровольное. Учителя обрабатывают результаты и выбирают победителей и призеров согласно баллам, работы сканируются и размещаются на сайтах школ или отсылаются в местное министерство. По итогам готовится приказ об участии победителей в следующем муниципальном этапе.

Муниципальный этап ВОШ: требования к участникам и отбор победителей

В муниципальный этап проходят победители школьного этапа, а также победители и призеры предыдущих лет, если они изъявят желание. Мероприятия организует местное министерство или департамент образования при контроле ПМК олимпиады в базовых школах. Составляется график: когда и где будут проходить предметные испытания, чтобы ученики смогли при желании посетить все олимпиады. Каждая стартует в свой день в 10 утра, а задания от ПМК организаторы получают за пару часов до этого. В случае необходимости подвоза в другую школу доставку учащихся с сопровождающими к месту проведения организует их учебное заведение.

Отбор победителей и призеров осуществляется экспертной комиссией в лице жюри. Во многих регионах есть условие, что претендовать на победу могут лишь те, кто решил свыше 50% заданий верно. Так достигается качество отбора. Не все дети и родители довольны таким требованием, т.к. не все муниципалитеты и регионы его соблюдают — все отдано на откуп местному самоуправлению (Согласно п.5 и п.48 Порядка проведения всероссийской олимпиады школьников (Приказ Минобрнауки России от 18 ноября 2013 г. №1252 в актуальной редакции п. 5 и п. 48) организатором муниципального этапа олимпиады  является орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования, который определяет квоты победителей и призеров муниципального этапа олимпиады по каждому общеобразовательному предмету.)

На основании итогов министерство готовит приказ о награждении и прохождении в следующий тур ВОШ.

Региональный этап Всероссийской олимпиады школьников

Региональный этап курирует региональное министерство или департамент и ЦПМК, который готовит задания и отбирает победителей и призеров этапа. Тур осложняется организацией проживания участников и необходимостью выбрать одного представителя по предмету. Минпросвещения публикует документы, где прописан порог по баллам текущего года для участия в заключительном туре Всероса. Не всегда появляется победитель из-за необходимости набрать определенное количество баллов, тогда приглашается победитель прошлого года.

Условия проведения те же, что и на предыдущих этапах ВОШ. Регионы строго подходят к отбору победителей, т.к. они будут их лицом на Всеросе, а возможно, и на международных испытаниях. Однако и тут возникают организационные проблемы из-за “самодеятельности” регионов.

Сборы и проживание победителей для прохождения заключительного этапа Всероса должны быть за счет региона:

Согласно пункту 56 приказа Минобрнауки РФ №1252 от 18.11.13 Организатор регионального этапа олимпиады: […] осуществляет из средств бюджета субъекта Российской Федерации и (или) средств юридических лиц организационное и финансовое обеспечение участия в заключительном этапе олимпиады участников регионального этапа,

страхование жизни и здоровья участников заключительного этапа олимпиады, проезд участников заключительного этапа олимпиады и сопровождающих их лиц к месту проведения заключительного этапа олимпиады и обратно, оплата питания, проживания, транспортное и экскурсионное обслуживание сопровождающих лиц.

На основании итогов регионального этапа министерство готовит приказ о награждении и прохождении в финальный тур ВОШ.

Что получат призеры и победители олимпиады?

В эти, казалось бы, схожие понятия вкладывается разный смысл. Победителем считается ученик, сумевший получить максимальные баллы по выбранному предмету. Призером считается тот ученик, который смог заполучить проходной балл, определяемый Министерством образования. Призеры и победители заключительного этапа награждаются специальными дипломами, дающими право на внеконкурсное поступление в любое высшее учебное заведение страны.

Чтобы воспользоваться привилегией, необходимо выполнить следующие условия: закончить 11 классов и получить аттестат, а также выбрать подходящую специальность. Она должна соответствовать профилю олимпиадной дисциплины, в которой школьник показал себя с наилучшей стороны. Еще одной разновидностью награды является приравнивание выигрыша к 100 баллам на ЕГЭ или ОГЭ по предмету, в котором была зафиксирована победа. Также призеры и победители общефедерального уровня удостаиваются премии от членов правительства РФ.

Как подготовиться к Всероссийской олимпиаде?

Обычно задания на Всероссийской олимпиаде разделены на блоки: теоретические задания и практические упражнения. Стоит учитывать, что каждая из дисциплин имеет свою специфику, поэтому для успешного прохождения всех уровней придется хорошенько потрудиться и потратить много времени и сил на подготовку. Мечтаете не только поучаствовать в олимпиаде, но и получить достойный балл? Мы облегчим задачу и подскажем особенности некоторых олимпиадных предметов!

  • В математических задачах часто требуется применение нестандартных способов решения, использование логики и критического мышления. Стоит проработать различные задания с подвохом, выходящие за рамки школьной программы;
  • Выбрали русский язык? Тогда приготовьтесь к внеконкурсным испытаниям (например, в разные годы школьникам предлагали написать гимн мероприятия или поучаствовать в споре с аргументами);
  • По химической дисциплине одного только знания теоретических основ будет недостаточно. Навык проведения опытов и постановки экспериментов также оценивается очень высоко;
  • Для школьников, соревнующихся в области информатики, важно умение справляться с практическими задачами при помощи компьютера. Иногда при проведении заключительных этапов настраивается онлайн-трансляция и устанавливается связь с именитыми людьми, которые работают в этой области;
  • Что касается экологии, то уже на региональном уровне вам потребуется защитить и обосновать с рациональной точки зрения свой собственный экологический проект. Позаботьтесь о том, чтобы тема была актуальной и не имела простых решений;
  • Если выбрали историю – будьте готовы к написанию исторического сочинения или защите проекта;
  • В географическом состязании потребуются навыки ориентирования по топографической карте. Часто в рамках данного предмета проводится специальная мультимедийная викторина. Ее победители могут получить именные стипендии, предоставленные компанией «Вокруг света». Они будут начисляться победителям в течение всех лет учебы в университете.

Начать подготовку можно с решения максимального числа олимпиадных заданий прошлых лет, которые можно найти в сети интернет в общем доступе. Для помощи школьникам на официальном сайте Всероссийской олимпиады (rosolymp.ru) размещены билеты за последние несколько лет с общефедерального тура. Варианты заданий на сайте представлены уже с ответами, что упростит вам задачу и позволит проверить свои силы в любом предмете.

Для подготовки ко второму и третьему этапам олимпиады можно зайти на сайт vos.olimpiada, где очень часто появляются новые пробные варианты с регионального и муниципального туров. Варианты заданий здесь можно найти для всех классов и любых дисциплин. Кроме того, здесь вы сможете наблюдать за ходом очередного этапа испытаний!

Экспертная комиссия ВОШ и прозрачность результатов

Экспертную комиссию заключительного этапа Всероса назначает Минпросвещения. Жюри остальных уровней — местное самоуправление. Все этапы олимпиады, начиная со школьного, являются открытыми для отслеживания результатов. Даже школьные работы должны быть отсканированы и выложены в сеть (на школьном или министерском сайте). На последующих этапах предусмотрена процедура апелляции. Гласность — одно из условий качества испытаний.

В соответствии  с п. 48 Порядка проведения всероссийской олимпиады школьников Организатор муниципального этапа утверждает результаты муниципального этапа олимпиады по каждому общеобразовательному предмету (рейтинг победителей и рейтинг призеров муниципального этапа) и публикует их на своем официальном сайте в сети интернет, в том числе протоколы жюри муниципального этапа олимпиады по каждому общеобразовательному предмету.

Все последующие туры также открыты для проверки итогов и протоколов жюри. Но апелляция не всегда юридически грамотно организована. Многих родителей возмущает запрет на присутствие родителя на процедуре апелляции в некоторых регионах. Вообще, к школьному и муниципальному этапу очень много вопросов в плане справедливости условий и прозрачности результатов из-за того, что все решают органы местного самоуправления, а не ЦПМК олимпиады. Ослаблен контроль за выполнением Порядка олимпиады и рекомендаций Минпросвещения.

Основные проблемы Всероссийской олимпиады

Как и любое крупное социальное явление, связанное с государственной системой, Всероссийская олимпиада школьников не избежала ряда проблем:

  • слишком раннее начало испытаний, школьный тур может начинаться уже с середины сентября, когда учащиеся еще психологически не готовы;
  • нагрузка по участию в предметных испытаниях ложится, как правило, на одних и тех же детей;
  • нет повсеместной оплаты питания участников во время прохождения мероприятий (а они длятся от 1,5 до 4 часов плюс дорога, которая занимает в некоторых муниципалитетах до 6 часов);
  • несправедливый уровень сложности заданий по муниципалитетам и регионам (необходимо, чтобы задания по типу КИМов ЕГЭ разрабатывал и случайной выборкой рассылал по школам Центральный комитет олимпиады);
  • нет дифференциации между базой и углубленкой, в результате чего учащиеся классов с углубленным изучением предмета чаще оказываются победителями и призерами, а у учеников из обычных общеобразовательных школ пропадает мотивация к участию;
  • частое явление — несоответствие времени на выполнение работы и количества заданий или явно завышенный уровень сложности на школьном и муниципальном этапе, когда победители не могут преодолеть порог в 50% верно выполненных заданий;
  • не всегда подготовлена материально-техническая часть для испытаний, что снижает шансы на победу;
  • может быть нарушен регламент проведения теоретической и практической части олимпиады проведением испытаний в один день, что недопустимо;
  • плохая организация процедур проведения и апелляции на школьном и муниципальном этапах ВОШ (школьники не могут посмотреть свою работу в сети, нет ключей и ответов, задержки в объявлении результатов, отказ в апелляции по надуманным причинам);
  • недостаточно организована работа школьных учителей с одаренными детьми в силу бюрократизации системы образования и общей недофинансированности учительского труда;
  • более трети льготников при поступлении в вузы по олимпиадам не могут пройти порог ЕГЭ по своему предмету.

Отрадно, что масштаб мероприятия и его значение для российского общества растет. Результаты востребованы вузами. Наблюдается престиж участия и победы на Всеросе среди молодежи. Большую положительную роль играет освещение в СМИ побед наших сборных команд на международных этапах. Но проблемы не должны оставаться в тени. Организаторам необходимо обратить на них внимание.



Сохранить и поделиться:

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*