Требования по ФГОС к рабочим программам в 2024 году

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) будут утверждены в конце 2024 года, а во втором квартале 2024 года будет завершена работа по обновлению основных школьных программ.

О стандартах

Федеральный перечень учебников на 2024 учебный год был составлен с учетом модернизации школ. Сейчас во многих учебных заведениях России проводится обновление инвентаря, вводятся новые электронные инструменты – электронные учебники, современные проекторы, «умные» доски и т.п. В связи с этим у учителей появляются дополнительные возможности по предоставлению демонстрационных материалов.

К их числу следует отнести:

  • инфограммы;
  • изображения с возможностью масштабирования, например, карты;
  • интерактивные элементы.

Электронные версии не полностью копируют бумажный вариант – в них вносятся дополнительные сведения

Также Федеральный перечень учебников на 2024 учебный год включает список дополнительных пособий. Теперь один из ключевых стандартов образования – это вариативность. Образовательным учреждениям дается право выбора между несколькими учебниками по каждому предмету. Они не кардинально отличаются друг от друга, что позволяет детям при переводе в новую школу быстро освоиться. В то же время альтернативные учебники могут отличаться по уровню сложности, подаче материала. Это позволяет преобразовывать программу в гимназиях и лицеях.

Нормативно-правовые аспекты требований к рабочим программам по ФГОС

Все образовательные учреждения, действующие на территории России, обязаны работать в соответствии с единым федеральным планом. Составлением ориентировочной учебной программы занимается Минпросвещения, но каждый вариант программы адаптируется для каждой конкретной школы. В инвариантном разделе документа прописываются обязательные для изучения дисциплины, а в вариативном разделе – предметы, имеющие минимальный объем. На вариативную часть образовательной программы в 1-4 классах выделяется 20% учебного времени, в 5-9 классах – 30% и в старших классах – 40%. Документальная база рабочей программы состоит из ФГОС, Закона об образовании, Закона «О федеральных учебных планах…» и Письма с методическими рекомендациями.

Специфика разработки рабочих программ согласно требованиям ФГОС

Такой нормативный документ, как рабочая учебная программа, определяет содержание образовательного процесса, количество часов на освоение каждой дисциплины, очередность и объем изучаемых тематик и общее число проверочных работ. В соответствии с основными требованиями к рабочим программам по ФГОС, данный документ состоит из трех частей: содержания образовательного курса, планируемых результатов обучения и ориентировочного планирования по темам.

Все учебные программы по дисциплинам сопровождаются пояснительной запиской. В ней подробно разъясняются специфика образовательного курса, рекомендации для педагогов, соответствующая нормативная документация и другие важные нюансы, на которых школа хочет акцентировать внимание. Преподаватели вправе работать не только с рекомендованными учебными программами, но и разрабатывать собственные обучающие стратегии. Такой подход расширяет границы для достижения запланированных целей.

Важный , что ни один из предметов не может быть исключен из учебной программы, сокращен или заменен без соответствующего разрешения от Минпросвещения. Также запрещено самостоятельно интерпретировать определенную образовательную специфику, если она четко прописана в федеральном плане. При этом, допускается трансформация дисциплин, входящих в вариативную часть. Это открывает большие возможности для индивидуализации образования и построения уникальной обучающей стратегии.
Занимаясь разработкой обучающей программы, преподаватели должны принимать во внимание индивидуальные особенности учащихся. Учебный процесс строится поэтапно с соблюдением соответствия рабочих программ требованиям ФГОС.

При формировании учебного курса важную роль играют различные факторы, в том числе, региональная специфика. Одни и те же предметы в общеобразовательной школе, гимназии и лицее изучаются разное количество часов. Это связано как со способами подачи материала, так и с перечнем преподаваемых тем в различных образовательных заведениях. В соответствии с новыми нормами, учебный план должен обеспечивать преемственность между образовательными ступенями. Это станет гарантией полноценной адаптации учащихся. В итоге основа получается единой, а отдельные учебные блоки действуют сообща.

При составлении учебного плана для разных регионов России обязательно принимаются во внимание их специфические особенности. В первую очередь утверждаются предметы государственного профиля и иностранные языки. Базисом для регионов становится изучение родной речи, религии, этнических дисциплин и других наук. Дисциплины, преподаваемые с учетом образовательных особенностей или рассчитанные на школьников с ограниченными физическими возможностями, занимают особое место в учебном плане. В программе приписываются изучаемые предметы и число отведенных на них часов. Отдельно указываются различные внеурочные занятия, секции и кружки, а также прописываются схемы их проведения.

Суть изменений в требованиях к составлению рабочей программы

На данный момент существует несколько вариантов образовательных стратегий. Каждый преподаватель имеет возможность использовать в работе любую из них:

  • вести образовательный процесс в соответствии с рекомендациями ФГОС, внеся в программу свои изменения;
  • использовать любую из имеющихся авторских учебных программ;
  • составить собственную рабочую программу с учетом требований по ФГОС;
  • взять за основу авторский курс, предварительно адаптировав его под специфику образовательного учреждения.

Для того, чтобы стимулировать преподавателей к активной творческой деятельности, используются различные нововведения. Среди них:

  • устранение бюрократических препятствий для полноценной реализации идей педагогов и потребностей учеников;

  • сокращение количества материалов, которые требуются для утверждения новой учебной программы;
  • внедрение элементов внеурочной работы в учебную программу.

При составлении плана занятий преподавателям рекомендуется задействовать как можно больше современных IT-технологий, в том числе, мультимедийных презентаций, видео- и аудиоматериалов. Кроме лекций и практических уроков, также рекомендуется проводить нестандартные виды занятий: экскурсии, конференции, дискуссии и т.д.

Планирование рабочей программы

Преподавание предметов в рамках вариативной части учебной программы предполагает применение различных методов использования выделенного времени. К примеру, преподаватель может самостоятельно менять число часов для освоения профильных предметов или добавлять учебные дисциплины, которые не были предусмотрены изначально. Высвобожденные часы можно использовать для проведения других занятий.

Отдельное внимание следует уделять программам для школьников с ограниченными возможностями в плане здоровья. В зависимости от персонального физического развития учащегося, практикуются индивидуальные обучающие программы либо на дому, либо в специальных классах.

Доступ к разрабатываемым документам должны иметь не только администрация учебного заведения, но и преподаватели, представители родительского комитета и общественные деятели. Это прописано в новых требованиях к составлению рабочих программ по ФГОС. В первую очередь, расписание предметов проходит обсуждение и утверждение внутри образовательного учреждения. Затем документация рассматривается специальной комиссией и передается на утверждение начальнику регионального уровня. Завершающий этап – доведение учебной программы до сведения учащихся и их законных представителей (родителей).

Федеральный перечень учебников на 2024 учебный год

Утвержденный список ФПУ на 2024 год включает 910 учебников в основном разделе (для общеобразовательных школ). Также есть второй раздел для детей с ограниченными возможностями и третий, составленный с учетом культурных отличий регионов.

Законопроект о добровольном изучении национальных языков в России

Согласно принятому закону, школьники имеют право обучаться на государственных языках российских республик и родных языках народов Российской Федерации. Кроме того, каждый учащийся вправе выбрать русский язык в качестве родного и сосредоточиться на его углубленном изучении. Данная процедура осуществляется по заявлению родителей учеников.

Государственные языки российских республик изучаются исключительно добровольно, без ущерба преподаванию государственного языка РФ и в полном соответствии с требованиями к рабочим программам по ФГОС. При этом, реализовать право на изучение родных языков разных народов РФ можно в рамках возможностей действующей образовательной системы и принимая во внимание потребности учеников. Национальные языки относятся к вариативному разделу программы обучения.

Закон призван поддерживать баланс в сфере реализации конституционных прав граждан на свободный и добровольный выбор языка обучения и воспитания, возможность изучения государственных языков российских республик и препятствовать появлению неоднозначных трактовок пунктов закона в правовой практике.



Сохранить и поделиться:

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*