Новости образования в 2024 году: школьного, дошкольного, новые правила

В 2024 году систему обучения в России ждет ряд изменений. Помимо того, что продолжают воплощаться в жизнь проекты по развитию образования, принятые еще в 2024 году, разрабатываются и новые образовательные стандарты. Власти готовят законопроекты, призванные решить насущные проблемы. Среди всех новостей, можно выделить несколько главных, которые относятся к дошкольникам и школьникам.

Задачи образования

Министерство определяет для себя две главные цели. С ними «Российскую газету» познакомила министр образования Ольга Васильева:

  • создание системы образования, что достойно войдет в десятку наиболее престижных в мире;
  • разработка системы воспитания детей, которая будет охватывать все возрасты, в том числе и дошкольников.

Приоритетными задачами учебы станут:

  • ввод перспективных способов воспитания и процесса обучения;
  • распространение передовых методов образования;
  • применение технических средств обучения детей.

Классификация министерств науки

В 2024 году завершается преобразование министерства. Были созданы два самостоятельных ведомства, представленные в таблице.

Название министерства Сфера деятельности
1 Министерство просвещения Государственная политика в сфере среднего и высшего образования
2 Министерство науки и высшего образования Научно-техническая и инновационная деятельность

Вновь созданные организации начинают свою деятельность в начале 2024 года.

Дошкольное образование в 2024 году

Для родителей дошкольников есть хорошая новость – благодаря реализации нацпроектов за последний год доступность образования для детей 3-6 лет повысилась до 99%. В то же время, остаются регионы, в которых эти показатели остаются на уровне 60-90%, например, в Крыму и Бурятии. Поэтому в 2024 стоит задача решить эту проблему. Будут строить новые садики, проводить ремонты в старых, закупать оборудование.

Ситуация с нехваткой мест в старших группах понемногу улучшается, но в яслях остается довольно большой дефицит. Госучреждения не могут принять около 30% детишек от 1,5 до 3 лет. В связи с этим в Минпросвещения предлагают утвердить проект по выделению субсидий на создание бесплатных ясельных групп в частных садах. Сейчас формируются списки организаций и индивидуальных предпринимателей из разных регионов РФ, которые смогут предоставить такие места.

Также 21.05 в Госдуму был внесен законопроект о денежной компенсации для детей 1-3 лет, которым не хватает места в садике. В случае принятия закона, один из родителей таких малышей сможет получать соцпомощь в размере не меньше размера прожиточного минимума для несовершеннолетнего. Это должно хотя бы частично компенсировать убытки, которые несут мамы/папы, вынужденные сидеть дома, чтобы осуществлять присмотр за своим чадом. Пока что законопроект находится на стадии рассмотрения, поэтому если его и примут, то не раньше, чем в 2024.

Улучшения должны произойти непосредственно в методиках обучения и воспитания малышей. По инициативе Министерства просвещения организовано исследование в сфере дошкольного образования, которое будут проводить 2 института РАО. По результатам этих исследований будут сформированы новые методические наработки для воспитателей на 2024 год.

Школа в 2024 году

Начиная с 2011 года школы начали работать по новым стандартам обучения ФГОС. За последние годы удалось оценить эту систему и выявить ее недостатки. На основании этих исследований недавно был разработан обновленный ФГОС, который, к тому же, выставили на общественную доработку.

С 28 марта по 28 апреля нынешнего года документы с образовательными стандартами были опубликованы на сайте preobra.ru, чтобы желающие могли предложить свои доработки и предложения по усовершенствованию программы. В результате было собрано свыше 7 тыс. рекомендаций от специалистов со всей России. Их должны будут рассмотреть в специальной комиссии, после чего будет обнародован окончательный вариант ФГОС, по которому школьники будут учиться в следующем учебному году.

На данный момент одной из основных проблем российских школ является слишком большая нагрузка. По оценкам экспертов, дети тратят на обучение около 47 часов в неделю (сюда входят непосредственно уроки, подготовка домашнего задания, репетиторство и внешкольные секции). Это очень много, учитывая, что взрослые работают по 40 часов.

Сейчас в нормативах указано, что на выполнение домашних заданий по всем предметам у младшеклассников должно уходить не больше 1,5-2 часа, а в первом классе их вообще быть не должно. Но эти нормы соблюдать не получается, так как они не сопоставимы с объемом учебного материала. В связи с этим соответствующим организациям было поручено пересмотреть новые ФГОС, чтобы установить соответствие нагрузок с возможностями детей разного возраста, и установить новые стандарты.

Какие еще есть новости о школьном образовании в 2024 году:

  • ОГЭ для девятиклассников будет проходить в обновленном формате, по ФГОС. Экзамены будут в большей степени оценивать навыки ребенка, то есть его способность применить полученные знания на практике. Количество обязательных экзаменов остается то же, а вот дополнительных может стать больше – 4.
  • Список обязательных экзаменов ЕГЭ тоже собираются расширить. К математике и русскому хотят прибавить историю, хотя соответствующий закон еще не составлен.
  • Должны начать свою работу первые опорные школы РАН, целью которых является выявление талантливых ребят и подготовка специалистов в области науки и высоких технологий. В настоящее время отобрано 101 школа в 32 регионах.
  • Проект по ранней профориентации учеников «Билет в будущее» в 2024 году планируют распространить по всем регионам РФ. Его запустили в 2024 для того, чтобы помочь детям понять с раннего возраста, кем они хотят стать и что для этого нужно. Проект оказался удачным – опросы показывают, что выпускники стали более осознано подходить к выбору карьеры.
  • В соответствии с федеральной программой развития образования на 2024 год, учителя пройдут курсы повышения квалификации. Помимо должности учитель появится должность «старший учитель» и «ведущий учитель», у каждого из которых будут свои определенные обязанности.

В ближайший год возможно появление нового вида социальной поддержки, которая будет направлена на помощь в подготовке к школе семьям с низкими доходами (в эту помощь входит, например, закупка необходимых принадлежностей).

Официальное разъяснение властей о переходе школ на платную основу

Что же означал тот пресловутый 83-ФЗ? Власти поясняют, что там речь шла не о перекладывании финансовой ответственности с плеч государства на плечи родителей за получение ребенком общего образования, а просто о принятии новой схемы взаимоотношений федерального и муниципальных бюджетов, бюджетов самих учреждений на местах в этой сфере. Госзаказ как существовал для школ, так и продолжает, и для ученика или воспитанника детского сада, вписывающегося в его нормы, все, конечно же, происходит бесплатно. По сути, речь идет об изменении самого механизма путешествия выделенных на образование детей средств к месту их траты.

Школы и детсады закреплены в упомянутом ФЗ в качестве бюджетной организации, бюджетирование которых ведется через казначейство, а затем уже на местах само руководство школы принимает решение, какую часть этих средств и на что потратить. Таким образом, расширяются полномочия самоуправления на местах, ожидается более оперативная реакция на решение текущих задач, а также сугубо целевое использование средств, за которое администрация школы отчитывается не только перед органами власти, но и перед родителями учеников.

Что же касается платных образовательных услуг, то ряд дополнительных предметов, факультативные занятия, продленка, кружки и прочее и раньше предоставлялись школами, а также прочими имеющими соответствующую лицензию учреждениями на платной основе. Говоря упрощенно, родителями оплачивается все, что не входит в госзаказ, а он содержит весь обязательный минимум общеобразовательной школы и садика, а также обучение в профтехучилищах. К тому же обучение на платной основе может быть только добровольным со стороны ученика и представляющих его интересы взрослых, а также закрепленным в договорной форме между ним и школой.

По факту же, как, впрочем, частенько у нас бывает, каждый на местах прочитал закон по-своему: кое-где появилась даже такая экзотика, как «платное пользование гардеробом», ежемесячная оплата охраны школы (турникеты, системы учета входов-выходов), VIP-услуги в столовых и т.д. А кроме бесплатно выдаваемых учебников родителям ежегодно приходится покупать совершенно невообразимое количество пособий, тетрадей и прочего, на которые собирает деньги школа, однако приобретает все за гораздо меньшую цену, чем озвучивается учащимся, а остальное – ну, вы поняли. Оседает в карманах.

Известия для ВУЗов

Реформа образования будет касаться и ВУЗов России.

  1. Увеличится количество бюджетных мест. При обсуждении планирования приема студентов на 2024 учебный год, учитывались уменьшение численности населения России в возрасте от 17 до 30 лет и ценность поддержки обучения специалистов по важным направлениям госзаказа.
  2. Вводится научная аспирантура. Перспективные границы ученой степени станут различаться увеличением числа научных работ, сокращением количества лекций, защитой кандидатских при окончании процесса обучения.
  3. Получение знаний по определенным профессиям. Правительство РФ каждый год определяет приоритеты и квоты на численность требуемых специалистов. ВУЗы, которые будут нарушать правила по зачислению студентов нужных направлений, могут получить санкции, их введение было принято в законопроекте в первом чтении. Выпускники университетов по этой программе обязаны проработать в организации, куда их распределили, не меньше 3 лет.

При планировании проведения реформ в образовании ориентиром должна быть постоянная занятость ребят интересным для них делом, современным и востребованным в различных областях жизни.

Школьные столовые

В 2024 можно ожидать некоторые изменения в сфере питания:

  • Во-первых, Президент отметил, что нужно расширить группу школьников, которые бесплатно кушают в столовых. Но до того, как реализовывать данный проект, власти каждого региона должны провести подсчеты, чтобы выяснить, какое количество детей реально включить в эту группу, а также сколько на это потребуется средств.
  • Во-вторых, контроль за сферой питания школьников собираются перевести на губернаторский уровень. Сейчас его контролируют сами школы.

Также готовятся реформы, направленные на улучшение качества питания. По данным исследования, которое проводилось в 2024 гг., двухразовыми обедами обеспечены только 65% школьников. Помимо низкого охвата горячим питанием, есть проблемы в отсутствии единой программы – в некоторых столовых меню чересчур однообразное, нет нормативов по приготовлению блюд для учеников с особыми потребностями (аллергиков, диабетиков и т.д.). Качество продуктов, как показали последние события, тоже оставляет желать лучшего.

Для решения насущных проблем Минпросвещения объявило конкурс на создание единой модели питания учеников. Подача заявок продолжится до 29 мая, после чего будет выбран лучший вариант, который и ляжет в основу новой системы питания.



Сохранить и поделиться:

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*