Аттестация педагогов с 2025 года: новые правила
Среди задач из майских указов Президента Президента В. В. поставлено обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования и места страны среди десятки мировых лидеров по его качеству. Одним из инструментов для ее реализации должна стать новая аттестация педагогов, которая будет действовать с 2025 года. По мнению авторов разработки, она призвана не столько «наказать» специалистов, а найти и исправить проблемные места образовательной системы.
Необходимость нововведений
Ныне существующая система аттестации преподавательского состава имеет существенные недостатки, которые отражаются на работе людей. Среди них отмечают следующие:
- большой бумагооборот, который нужно соблюдать учителям. Сюда относится сбор и хранение дипломов, сертификатов, выполнение квалификационных работ;
- разрозненный подход к процедуре. Каждый регион страны разрабатывает свои нормы и правила — открытые уроки, предоставление документов, экзамен для учеников;
- главным минусом является то, что успешно пройденная аттестация ни в какой мере не повлияет на карьерную лестницу учителя.
Реформа 2025 учитывает эти недоработки и содержит меры по их исправлению.
Для успешного прохождения аттестации педагог не должен будет отчитываться документами.
Его задача наглядно продемонстрировать успеваемость учеников, способность замотивировать на обучение, собственный уровень знаний.
Все требования и стандарты будут унифицированы по всей стране.
Как будет проходить аттестация учителей
В 2025 году вводится единая структура, разработанная Министерством просвещения. Известна она как Единые федеральные оценочные материалы (ЕФОМ). Новый стандарт призван дать анализ следующим умениям:
- Создание предметной среды;
- Проектирование деятельности так, чтобы добиться реализации образовательной программы;
- Планирование уроков в рамках общего образовательного процесса;
- Выстраивание взаимоотношений со всеми участниками обучения, достижение плодотворной коммуникации;
- Понимание особенностей детской психологии и физиологии.
Определена структура, цели, задачи аттестации, но наполнение, уровни сложности, типовые формы еще разрабатываются. Тем не менее, уже проведен пробный проект, и многие считают процесс отвечающим потребностям времени и всех сторон образовательного процесса.
Предполагается, что аттестация 2025 года не будет однократным действием. В рамках карьерного роста предусматривается несколько ее этапов:
- Перед началом работы в образовательных учреждениях выпускники сдают входной экзамен. Он проводится с целью демонстрации компетенций в знании предмета, методологии, психологии, педагогике.
- Спустя 2 года после начала работы оценивается, насколько человек соответствует профессии.
- В дальнейшем с периодичностью в несколько лет проводится повторная аттестация, обеспечивающая горизонтальное или вертикальное развитие карьеры. В первом случае, например, это возможность стать ведущим учителем, во втором – получить высшую категорию учителя-лидера. Периодичность сдачи компетентных экзаменов пока неизвестна.
Реализация новой образовательной модели, по мнению Минобразования, займет 5 лет. До ее упорядочивания переход между категориями останется в прежнем виде.
Новые правила
Для аттестации учителей, которая будет работать в российских школах в 2025 году, разрабатывается нескольких оценочных параметров. Последние изменения предполагают, что ключевая роль будет отведена Единым федеральным оценочным материалам (ЕФОМ).
Важно! Точные формы, наполнение и уровни сложности ЕФОМов для педагогов пока еще находятся на стадии разработки и обсуждения, которые продлятся вплоть до 2025 года, а при необходимости корректировки будут вноситься позже.
По предварительным данным ЕФОМ будут включать три блока:
- Письменная работа по профильной дисциплине, чтобы проверить не только предметные, но и методические компетенции специалиста (ориентировочно займет 2 часа). При этом понадобится решение конкретных заданий по предмету, а также знания о принципах планирования урока, его построения для наиболее полного раскрытия темы и усвоения школьниками.
- Видеозапись урока, чтобы оценить коммуникативные и психолого-педагогические навыки. Здесь потребуется продемонстрировать урок по спланированному план-конспекту, а также предоставить для анализа примеры самостоятельных работ учеников с выставленными оценками. Основными критериями для оценивания должны стать: качество воспитательного процесса, учет индивидуальных особенностей, мотивация и формирование у обучаемых необходимых навыков (к примеру, поиска и анализа информации).
- Педагогический кейс станет дополнительным способом проверки психологических и коммуникативных компетенций. Учителю понадобится составить план действий на основе вымышленной ситуации, которая может коснуться его профессиональной деятельности. К примеру, социализации детей из неблагополучных семей и их общению с детьми класса, актуальных сегодня вопросов травли среди подростков и пр.
На заметку! Выполнение всех блоков должно занять не менее 4 часов, но задания будут выполняться в разные дни.
Кроме ЕФОМов, аттестационный «портрет» педагогического работника должны дополнить еще 3 элемента, за которые будет ответственна школьная администрация:
- справка работодателя;
- анализ учебных результатов учеников;
- отзывы выпускников.
Максимальный результат в баллах по всем критериям – 100 баллов, 60 или меньше из которых обеспечит выполнение ЕФОМ. Кроме них, показатели успешности обучаемых обеспечат до 25 баллов, отзывы руководства – до 10 баллов, и мнения бывших учеников – не более 5. По каким принципам будет рассчитываться соответствие баллов отзывам и результатам работы остается неизвестным.
Задания ЕФОМ
В состав ЕФОМ войдет три блока:
• Письменная работа, соответствующая преподаваемой дисциплине. В рамках задания будут оцениваться предметные знания, умения подбирать методику обучения. Учитель по математике, к примеру, должен будет решить задачи. В то же время предполагается, что он раскроет вопросы, посвященные планированию уроков, формулированию целей для того, чтобы раскрыть определенную тему. На задание отводится 2 часа.
• Видеоурок. Цель – оценить педагогические, коммуникативные, личностные компетенции, необходимые педагогу. В рамках задания – составление плана урока, его проведение, оценка самостоятельной работы школьников, усвоение материала. Критерии до конца не определены. Вероятно, будет оцениваться качество работы с учениками, способность их мотивировать, организовывать обучение с учетом личностных особенностей каждого. Технический вопрос съемки – не настолько важный. Урок может сниматься телефоном.
• Кейс. Разработан для проверки компетенций педагога. Ему будет предложена конкретная задача, в которой он должен разобраться, предложив по результатам решение. Один из вариантов задания – построение диалога с классом, в котором отмечены случаи травли, межнациональной вражды.
Оценка от школьной администрации
Аттестация будет производится на бальной основе. Максимальное количество баллов, которые можно набрать, – 100. При этом учитель за свою работу получает не более 60. Оставшиеся не зависят от педагога, но являются следствием его работы и включено в представление работодателя:
- 25 можно получить за те достижения, которых добились ученики;
- 5 основываются на отзывах со стороны учеников;
- 10 – на оценке администрации учебного учреждения.
Каждая аттестация, кроме входной, включает такой параметр, как анализ со стороны работодателя – администрации школы. Отзыв рассматривается при подтверждении педагогом квалификации, получении новой категории или должности. В нем учитывается динамика результатов, которые показывают ученики, личные достижения, мнение администрации относительно аттестуемого.
Входной экзамен для выпускников ВУЗов
К изменениям, предлагаемым новой аттестационной системой, относится сдача входного экзамена выпускниками ВУЗов перед тем, как приступить к работе в образовательном учреждении. Процедура до настоящего времени не разработана и не утверждена. Цель – оценка предметных знаний, методологии, умения выстраивать коммуникацию, понимания психологических особенностей детей. К сдаче будут допускаться выпускники без опыта, лица без педагогического образования, а также специалисты, в стаже которых был перерыв более 5 лет.
Необходимость введения новой единообразной системы аттестации педагогов назрела давно. Она позволит объективно оценивать знания, умения, развиваться, выстраивать карьеру. Каждый получает для этого равные возможности вне зависимости от места работы и региона проживания.
Процедуры аттестации с 2025 года
Первый этап экзаменов ожидает выпускника педагогического ВУЗа уже при трудоустройстве.
С его помощью работодатель может оценить уровень профессиональных знаний, умений выстроить и подать учебный материал, а также личные качества учителя. Точных формулировок заданий или схемы проведения экзамена пока не существует. После успешного прохождения этого этапа выпускник будет зачислен в педагогический состав школы.
Повторная экзаменация будут назначена ему по истечении 2 лет работы учителем.
Она будет проходить по форме, описанной выше.
С проведением реформы расширяются и возможности развития карьеры учителя. По своему желанию, педагог может двигаться в двух направлениях:
- вертикальное продвижение. Здесь подразумевается повышение квалификации и получение 1-й или высшей категории учителя;
- горизонтальный рост. Профессия учителя, в новой реформе, включает в себя несколько должностей. Начиная от обычного педагога (дающего качественные знания в «непроблемных» классах), старшего учителя (работа с коррекционными классами, углубленное изучение предмета, индивидуальный подход), и заканчивая ведущим специалистом (его задача в контроле и помощи своим коллегам, совместная работа с дефектологами и психологами).
Такое расширение направлений развития позволяет выпускнику-педагогу выбрать подходящий именно ему путь. Для успешного продвижения созданы все условия: понятный и четкий механизм аттестации, доступность ее прохождения, объективная всесторонняя оценка.
Реформа позволит выявить уже существующие проблемы и подобрать правильные пути их решения. Уже работающие педагоги могут заранее подготовиться к экзамену и подтянуть свои слабые места.
Сохранить и поделиться: