Реформа образования в России до 2024 года: изменения

Начиная с 2024 года в России начали проводить ряд реформ, направленных на улучшение сферы образования, и продлится этот процесс до 2024 года. Изменения затронут как дошкольное образование, так и высшее. В Министерстве планируют менять все: и методы обучения, и технологии. Что уже было сделано, а какие реформы еще предстоят?

Изменения в Министерстве науки

Одним из первых шагов предпринятых в 2024 году стало то, что из Министерства науки выделили два ведомства:

  1. Министерство просвещения.
  2. Министерство науки и высшего образования.

Предполагается, что первая структура должна отвечать за средний и дошкольный уровень образования, а вторая, как видно из названия, за научные исследования и сферу высшего образования. А вот Федеральное агентство научных организаций собираются полностью ликвидировать.

Управление школами передадут полностью в региональным властям. Так как этот подход уже испробовали в 2024 году в 19 регионах России и признали успешным. Ожидается, что такие нововведения существенно улучшат состояние системы образования РФ. Предполагаемая реорганизация ожидаемо завершится уже в первом полугодии 2024.

Уже новым руководством в ближайшие 5 лет будет проведено ряд образовательных реформ. Согласно принятому в конце 2024 года национальному проекту «Образование» планируется реализовать 10 проектов, которые коснутся учебных заведений всех уровней. Среди основных целей проектов:

  • расширение инфраструктуры учебных учреждений;
  • повышение качества и доступности обучения;
  • создание условий для выявления и поощрения молодых талантов;
  • организация доступного образования для желающих с ограниченными способностями;
  • развитие потенциала педагогического персонала;
  • повышение эффективности существующих и организация новых возможностей для дополнительного образования;
  • подготовка специалистов высокой квалификации с использованием передовых технологий;
  • создание современной образовательной среды.

На основании поставленной Президентом РФ задачи Министерство образования и науки разработало обновления как системы обучения, так и воспитания. Так как В.Президент планирует вывести Россию в десятку лучших стран по качеству образования, сделать его конкурентоспособным, то изучаются и принимаются самые эффективные мировые образовательные методики. Постепенно вводят новые критерии оценивания, изменяют методы преподавания. Для педагогов выпускается соответствующая образовательная литература. Какие же конкретные изменения ожидаются в следующие годы на каждом уровне образования?

Детские сады

В этой сфере еще год назад стояла проблема с нехваткой мест в детских садах, поэтому были предприняты соответствующие меры. Власти внедрили систему онлайн-очереди, обязали сады брать всех детей, открыли и продолжают открывать новые учреждения для дошкольников. Всего на эту цель было выделено 24,5 млрд. руб. По плану государственного проекта, до окончания 2024 года в яслях должно быть место для каждого ребенка.

Также для улучшения качества воспитания и обучения в садиках постепенно вводят программы, предусматривающие работу за компьютером. Таким образом у малышей с детства закладываются основы программирования.

Школы

Ближайшие реформы образования, которые теоретически должны произойти в России до 2024 года, включают:

  • Создание единой базы учебной литературы для школ. Все будут обучаться по одним и тем же учебникам, чтобы качество подготовки оставалось приблизительно на одинаковом уровне. Для сравнения: только по русскому языку зарегистрировано 80 учебных пособий.
  • Разработку обновленной учебной программы. В ней могут быть добавлены такие предметы, как астрономия, семьеведение, технология и шахматы. Школьники будут изучать 2 иностранных языка: один – с 1-го класса, и второй – с 5-го.

  • Переход на 12-бальную систему. Начиная с 1937 года и по сей день в русских школах применятся 5-бальная система, поэтому логично, что она уже устарела. Такая система не эффективна, во многих странах от нее давно отказались.
  • Добавление истории в число обязательных предметов, которые сдают на ЕГЭ.
  • Реализацию проекта «Учитель будущего», который предполагает создание новой системы аттестации директоров и учителей. Также у педагогов будет возможность карьерного роста, исходя из достижений в работе. Появятся дополнительные должности – старший и ведущий учитель.

Для родителей планируют открыть сайт, на котором можно получить консультацию по вопросам обучения. Этот проект носит название «Современный родитель».

Помимо этого, правительство намерено выделить средства на улучшение материальных ресурсов. Главными направлениями в этой области являются:

  • ремонт образовательных учреждений, а также дорог, которые к ним ведут;
  • обеспечение дополнительных учебных мест;
  • закупка транспорта для перевозки детей, проживающих далеко от школы;
  • строительство лабораторий, 34 технопарков «Кванториум», центров по типу «Сириус», а также оздоровительных лагерей.

Интересно: строительство новых школ позволит вскоре отменить многосменное обучение (сейчас уроки проводят в 2 и 3 смены).

Если будет реализован проект «Цифровая школа», то обучение перейдет в цифровой формат. Для этого каждой школе будет обеспечен доступ к интернету. Печатные издания заменят на цифровые, и вся отчетность тоже будет сдаваться в цифровом формате. Школьники даже смогут просмотреть уроки онлайн, если они отсутствуют по причине болезни. В более отдаленной перспективе – применение технологии дополненной реальности и внедрение учебно-методических комплексов на базе искусственного интеллекта, который будет подстраиваться под возможности и потребности каждого ребенка.

На такие инновации требуется много времени и средств. Даже покупка электронных устройств для каждого ребенка может стать препятствием для некоторых семей. Так что до полной реализации проекта пройдет еще много лет. Тем не менее, в 2024 в учебный процесс обещают ввести электронные обучающие игры и симуляторы.

Техникумы и колледжи

Специалисты в этой сфере считают, что со временем, если не провести реформы сферы среднего образования, количество поступающих в техникумы и колледжи превысит запланированный государством спрос. То есть выделенных бюджетных средств не хватит на их обучение. Повышенным спросом сейчас пользуются профессии, что обеспечат в будущем трудоустройство. Поэтому после девятого класса планируют бросать школу и поступать в средние учебные заведения 40-50% будущих выпускников. И хотя объемы выделяемых бюджетных средств на данную сферу не повысятся, такая тенденция приведет к увеличению на треть количества учащихся там уже в ближайшие пару лет.

Во избежание такой ситуации Министерство образования и науки планирует создать на базе средних профессиональных образовательных учреждений Центры профессиональной мобильности. Здесь желающие смогут повысить уровень квалификации или получить профильную подготовку или переподготовку.

К такому обучению получат доступ как выпускники школ, так и уже работающие, но желающие получить новую специальность или повысить квалификацию. Нужных для этого центров планируют построить не менее 7 и обучать в них планируют 50 самых популярных и нужных профессий. Также больше 30 центров профобучения планируют открыть для детей с ограниченными возможностями.

ВУЗы

Основными заданиями Федеральной целевой программы по реформированию системы высшего образования являются:

  • организация магистерских и аспирантских программ;
  • внедрение в процесс обучения современных эффективных технологий;
  • строительство вспомогательных лабораторных, спортивных и коммунальных учреждений;
  • увеличение количества мест в общежитиях;
  • обновление и модернизирование способов оценки качества обучения.

Такие мероприятия имеют целью повысить уровень обучения в русских ВУЗах до мирового уровня и обеспечить учебным заведениям конкурентоспособность на мировом рынке. Это привлечет в Россию студентов из-за границы. Предполагается также построить новые кампусы и организовать программы получения грантов на обучение иностранным поступающим.

Также планируют провести ряд изменений, чтобы избежать утечки кадров с высшим образованием и сохранить их на их рабочих местах. Среди них:

  • увеличение грантов и стипендий для аспирантов;
  • открытие в регионах центров технологического и социального развития при ВУЗах, чтобы дать возможность выпускникам и после получения дипломов развиваться;
  • открытие программ фундаментального исследования на долгие сроки.

Естественно такие мероприятия требуют денег: где-то 2 триллиона рублей. Откуда страна возьмет столько средств на финансирование реформы, пока неизвестно. Соответственно нельзя сказать, как быстро и какими способами ее проведут.



Сохранить и поделиться:

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*