Орфоэпический минимум ЕГЭ в 2025 году: по русскому, ФИПИ
Задание №4 в КИМах ЕГЭ по русскому языку требует от выпускника хорошего владения нормами устной речи и умения правильно ставить ударения в словах, закрепить которое поможет орфоэпический минимум, составленный ФИПИ.
Применение орфоэпических принципов в разговорном русском языке
Правила орфоэпии определяют грамотность произношения тех или иных слов. Если слова будут произноситься с неправильным ударением, то это будет расцениваться как невежество. К сожалению, существует определенная группа достаточно популярных слов, которые часто произносятся неверно, так как для большинства людей существует проблема с их запоминанием.
Выделяют множество факторов, которые со временем изменяют произношение отдельных слов. Таким образом, орфоэпические принципы являются динамичными. Для того чтобы собрать нынешние правила в одном месте, был создан словарь по орфоэпии. Выпускникам для благополучной сдачи единого экзамена будет достаточно выучить минимальный орфоэпический набор слов – около трехсот штук.
Сроки сдачи экзамена и его структура
Проведение ЕГЭ по русскому языку начинается весной и продолжается до начала летних каникул.
В отдельных случаях есть возможность предварительной сдачи экзамена:
- прошлогоднее окончание школы;
- вместо аттестата о получении среднего образования была выдана справка;
- выпуск из школы вечерней формы;
- планируется продолжение обучения за границей;
- предварительное завершение учебы абитуриентами нынешнего года;
- нет возможности присутствовать в период официальных экзаменов в связи с участием в международных или местных конкурсах;
- проведение лечебных или реабилитационных процессов на момент официального ЕГЭ.
Те, кто набрал недостаточное количество баллов или пропустил экзамен по важной причине, которая подтверждается специальными документами, будут сдавать экзамен осенью – в начале следующего учебного года.
В экзаменационный билет включаются двадцать семь заданий. Некоторые из них направлены на проверку владения выпускником правилами разговорного русского языка. В частности, сюда будут относиться вопросы по расстановке ударений согласно минимуму орфоэпического словаря. Вопросы могут быть прямыми или в виде тестов.
Билет по уровню сложности разделяется на две части, каждая из которых будет иметь конкретное количество заданий.
Базовая степень сложности | Повышенная степень сложности |
24 задания | 3 задания |
За правильное выполнение каждого уровня можно получить двадцать девять баллов максимум. Таким образом, максимальное количество баллов за экзамен будет составлять пятьдесят восемь.
Также в билет входит задание по написанию сочинения на заданную тему. Сочинение играет немаловажную роль в общей оценке результата экзамена, так как имеет свой вес в баллах.
Как успешно подготовиться к экзамену и набрать достаточно баллов
Очень важным является изучение орфоэпического минимума. Весь перечень заданных слов нужно выучить максимально качественно, чтобы при выполнении заданий легко расставлять ударения. Если вам не помогает простая зубрилка, то можно придумывать к словам рифму или ассоциировать их с чем-то, тогда запомнить принципы орфоэпии будет проще.
Успешно написать сочинение помогут базовые знания по русскому языку и литературе, а также большой словарный запас.
Основной секрет успешной сдачи экзамена заключается в работе над ошибками. Как правило, люди допускают одни и те же ошибки в разных исполнениях. Поэтому следует понять, в чем именно ваша слабость, и работать над этим.
Все учащиеся, которые выпускаются из учебных заведений страны, в обязательном порядке сдают официальные экзамены в назначенный срок. Если нет возможности сдавать экзамен, то об этом заранее нужно сообщить администрации школы и подтвердить документально причину отсутствия на государственном экзамене.
Часто выпускники считают, что выполнить задания из экзаменационного билета по родному языку не составит особого труда. Но необходимость знать много правил и норм может создать трудности. Поэтому для успешного окончания школы необходимо следовать таким принципам:
- ответственно подойти к подготовке;
- рационально использовать время для изучения предмета;
- в свободное время повторять пройденный материал;
- заранее начинать изучение орфоэпического минимума.
Структура КИМа
Экзаменационный билет по русскому языку в 2025 году содержит 27 заданий:
- с 1 по 24 – тесты базового уровня, за которые можно максимально получить 34 первичных балла;
- 25 и 26 – тесты повышенного уровня сложности;
- 27 – сочинение, оцениваемое экспертами максимально в 24 балла.
На написание работы выпускникам отводят 210 минут (3,5 часа).
Получить высокую оценку за сочинение достаточно сложно, поэтому необходимо по максимуму постараться заработать баллы, выполняя задания первой части.
Перечень орфоэпического минимума
Имена существительные | |
аэропОрты, неподвижн. ударение на 4-ом слоге бАнты, неподвижн. ударение на 1-ом слоге бОроду, вин.п.,только в этой форме ед.ч., ударение на 1-ом слоге бухгАлтеров, род.п.мн.ч., неподвижное, ударение на 2-ом слоге вероисповЕдание, от веру исповЕдать граждАнство дефИс, из нем.яз., где ударение на 2-ом слоге диспансЕр, слово пришло из англ. яз. Через посредство франц.яз., где удар. всегда на последнем слоге договорЁнность докумЕнт досУг еретИк жалюзИ, из франц. яз., где удар. всегда на последнем слоге знАчимость, от прил. знАчимый Иксы, им.п. мн.ч., неподвижн. ударение каталОг, в одном ряду со словами диалОг, монолОг, некролОг т.п. квартАл, из нем. яз., где ударение на 2-ом слоге киломЕтр, в одном ряду со словами: сантимЕтр, децимЕтр, миллимЕтр… кОнусы, кОнусов, неподвиж. Ударение на 1-м слоге во всех падежах в ед. и мн. ч. корЫсть крАны, неподвижн. ударение на 1-ом слоге кремЕнь, кремнЯ, удар. во всех формах на последнем слоге, как и в слове огОнь лЕкторы, лЕкторов, см. слово бант(ы) лыжнЯ мЕстностей, род.п. мн.ч., в одном ряду со словоформой пОчестей, чЕлюстей…, но новостЕй мусоропровОд, в одном ряду со словами газопровОд, нефтепровОд, водопровОд намЕрение |
нарОст нЕдруг недУг некролОг, см. каталОг нЕнависть нОвости, новостЕй, но: см. мЕстностей нОготь, нОгтя, неподвижн. ударение во всех формах ед.ч. Отрочество, от Отрок- подросток партЕр, из франц. яз., где удар. всегда на последнем слоге портфЕль пОручни придАное призЫв, в одном ряду со словами позЫв, отзЫв (посла), созЫв, но: Отзыв (на публикацию) свЁкла сирОты, им.п.мн.ч., ударение во всех формах мн.ч. только на 2-ом слоге срЕдства, им.п.мн.ч. созЫв, см. призЫв стАтуя столЯр, в одном ряду со словами малЯр, доЯр, школЯр… тамОжня тОрты, тОртов цемЕнт цЕнтнер цепОчка шАрфы, см. бАнты шофЁр, в одном ряду со словами: киоскЁр, контролЁр… экспЕрт, из франц. яз., где ударение всегда на последнем слоге |
Имена прилагательные | |
вернА, краткое прилаг. ж.р. знАчимый красИвее, прил.и нареч. в сравн.ст. красИвейший, превосх.ст. кУхонный ловкА, краткое прилаг. ж.р. |
мозаИчный оптОвый прозорлИва, краткое прилаг. ж.р., в одном ряду со словами смазлИва, суетлИва, болтлИва…, но: прожОрлива слИвовый, образовано от слИва |
Глаголы | |
баловАть, в одном ряду со словами баловАться, избаловАть, разбаловАть…, но: бАловень судьбы брать-бралА брАться-бралАсь взять-взялА взЯться-взялАсь включИть-включИшь, включИт, включИм влИться-влилАсь ворвАться-ворвалАсь воспринЯть-воспринялА воссоздАть-воссоздалА вручИть-вручИт гнАть-гналА гнАться-гналАсь добрАть-добралА добрАться-добралАсь дождАться-дождалАсь дозвонИться-дозвонИтся, дозвонЯтся дозИровать ждать-ждалА жИться-жилОсь закУпорить занЯть-зАнял, занялА, зАняло, зАняли заперЕть-заперлА заперЕться-заперлАсь (на ключ, на замок и т.п.) звать-звалА, звонИть, звонИшь, звонИт, звонИм исчЕрпать клАсть-клАла клЕить крАсться — крАлась лгать-лгалА лить-лилА лИться-лилАсь наврАть-навралА наделИть-наделИт надорвАться-надорвалАсь назвАться-назвалАсь накренИться-накренИтся налИть-налилА нарвАть-нарвалА насорИть-насорИт начАть-нАчал, началА, нАчали обзвонИть-обзвонИт |
облегчИть-облегчИт облИться-облилАсь обнЯться-обнялАсь обогнАть-обогналА ободрАть-ободралА ободрИть ободрИться-ободрИшься обострИть одолжИть-одолжИт озлОбить оклЕить окружИть-окружИт опломбировАть, в одном ряду со словами формировАть, нормировАть, сортировАть, премировАть… опОшлить освЕдомиться-освЕдомишься отбЫть-отбылА отдАть-отдалА откУпорить-откУпорил отозвАть-отозвалА отозвАться-отозвалАсь перезвонИть — перезвонИт перелИть-перелилА плодоносИть повторИть-повторИт позвАть-позвалА позвонИть-позвонИшь-позвонИт полИть-полилА положИть-положИл понЯть-понялА послАть-послАла прибЫть-прИбыл-прибылА-прИбыло принЯть-прИнял-прИняли-принялА принУдить рвАть-рвалА сверлИть-сверлИшь-сверлИт снЯть-снялА создАть-создалА сорвАть-сорвалА сорИть-сорИт убрАть-убралА убыстрИть углубИть укрепИть-укрепИт чЕрпать щемИть-щемИт щЁлкать |
Причастия | |
балОванный включЁнный-включЁн, см. низведЁнный довезЁнный зАгнутый зАнятый-занятА зАпертый-запертА заселЁнный-заселенА избалОванный, см. балОванный кормЯщий кровоточАщий молЯщий нажИвший нАжитый-нажитА налИвший-налитА нанЯвшийся |
начАвший нАчатый низведЁнный-низведЁн, см. включЁнный… ободрЁнный-ободрЁн-ободренА обострЁнный отключЁнный определЁнный-определЁн отключЁнный повторЁнный поделЁнный понЯвший прИнятый приручЁнный прожИвший снЯтый-снятА сОгнутый |
Деепричастия | |
балУясь закУпорив начАв начАвшись |
отдАв поднЯв понЯв прибЫв |
Наречия | |
вОвремя добелА дОверху донЕльзя дОнизу дОсуха завИдно, в значении сказуемого |
зАгодя, разговорное зАсветло зАтемно красИвее, прил.и нареч. в сравн.ст. навЕрх надОлго ненадОлго |
Советы педагогов
Возможно, кому-то покажется сложной задача выучить все слова, включенные в орфоэпический минимум для ЕГЭ 2025. На этот случай у педагогов, еже годно готовящих выпускников к сдаче экзаменов, есть полезные советы.
- Вычеркивайте слова, в которых уверены и точно не сделаете ошибку. Так объем для повторения будет меньше.
- Заучивайте короткие стишки, так проще закрепить в памяти нужное ударение.
- Создавайте для слов визуальные ассоциации.
Предлагаем вашему вниманию подборку мини-стишков, которые помогут легко и выучить весь необходимый орфоэпический минимум для ЕГЭ и получить желаемый высокий балл по русскому языку в 2025 году:
Видео уро
Если без подробного разъяснения педагога вам сложно систематизировать информацию, воспользуйтесь бесплатными онлайн уроками, которые доступны в сети.
Предлагаем прямо сейчас посмотреть видео, в котором дается подробный разбор вопроса по орфоэпии:
Сохранить и поделиться: